Топиарное искусство

4 мая 2015

Топиарная стрижка растений может стать настоящей изюминкой любого ландшафта. От парковых зон и аллей до одиноких виртуальных фигур среди сада камней – ей подойдет практически любая зона. В мире не существует двух абсолютно одинаковых тапиарных композиций. Так же, как не существует двух садов со схожим расположением и возрастом растений.

Первые упоминания о топиарном искусстве относятся еще к временам Древнего Рима, где умелая стрижка растений ценилась достаточно высоко, а мастера, владевшие этим ремеслом, пользовались почетом и уважением. Далее, после периода упадка и череды темных веков, эпоха Ренессанса возрождает античные традиции. Здесь появляются причудливые лабиринты, зеленые комнаты, бордюры и арки, увитые мощными лианами. В ХVII веке топиарная стрижка становится популярной во Франции, где топиарные фигуры применяются для создания постоянных ландшафтов.

В Россию это искусство приходит в эпоху Петра Первого. Желавший донести западные ценности до российских просторов Петр привлекал для этого специалистов, обучавшихся в Западной Европе. Например, созданный архитектором Растрелли Верхний сад Большого Петергофского дворца украшен не только фонтанами, скульптурами и прудами, но и разнообразными топиарными фигурами.


В современной России применение топиарных композиций часто ограничено сложными климатическими условиями, которые, регулируют пригодный для такой стрижки ассортимент растений. Например, широко применяемые в садах и парках Центральной и Западной Европы самшит, тис, бук и граб не могут выжить в суровых условиях российских зим. Конечно, такое ограничение можно обойти, если выращивать их в контейнерах, а на период холодов перемещать в помещение с температурой выше нуля градусов по Цельсию. Но, это вряд ли будет удобным для большинства россиян.

В наше время при помощи топиарного искусства оформляют внешний вид кустарников и деревьев на участках самых разных стилей. Например, при создании постоянного, или регулярного стиля используют правильные геометрические формы, партеры и бордюры. А к пейзажному стилю подойдут различные арки, беседки, трельяжи и шпалеры.

Топиарная стрижка производится путем придания кронам растений разнообразных форм, таких как колонны, спирали, диски, кубы, пирамиды, шары и конусы. С другой стороны, стрижку деревьев можно использовать для создания сводчатых крытых галерей, или берсо. Для этого обычно используют вяз, липу мелколистную, граб обыкновенный, падуб остролистный или лещину.

В последнее время для создания топиаров особой популярностью стали пользоваться хвойные растения. Это обусловлено их удобством для придания необходимых форм. Обычно хорошие топиарные композиции получаются из можжевельника обыкновенного, ели колючей, туи западные. А для любителей красивых и ровных бордюров можно порекомендовать можжевельник казацкий.


Из лиственных пород топиарную стрижку хорошо переносят барбарис, дерен белый, бересклет, ива, жимолость, боярышник, кизильник, лапчатка кустарниковая, снежноягодник белый и бирючина. С другой стороны, такие растения, как пузыреплодник, спирея и клен татарский растут очень быстро, а потому будут требовать постоянной формовки, что затрудняет их использование в топиарном искусстве.

Приступать созданию топиарных форм следует не ранее, чем через один год после того, как растения были пересажены. Причем, в первый раз состригают около одной трети от общего объема кроны. В противном случае растение может быть сильно ослаблено. Ну, а собственно формирование можно начинать только в возрасте пяти лет. Для облегчения своей работы и создания сложных зеленых скульптур можно приобрести специальные топиарные каркасы, которые помогут придать растениям любые, самые причудливые формы предметов, животных или птиц.



Рекомендуемые товары